Мебельный рынок и современный маркетинг
Хотя о том, что большинству участников отечественного мебельного рынка необходима четкая маркетинговая концепция, говорили уже давно, внимание этому вопросу начали уделять только в разгар экономического кризиса, - и это неудивительно.
Ведь именно в этот период предприятия производящие мебель России по-настоящему задумались о том, как можно увеличить продажи во время снижения покупательского спроса. До этого функции маркетолога в основном сводились к проведению рекламной кампании.
И именно такая политика предприятий привела к большинству проблем, имеющихся в отрасли на сегодняшний день. Как правило, главным инструментом в конкурентной борьбе, большинство производителей (да и продавцов) считают распродажи и другие аналогичные акции. В основном они проводятся весной, когда в преддверии нового сезона можно начать распродажу старых коллекций. Такая ситуация привела к тому, что потребители, которые в этом году намерены купить, допустим, угловые стенки, чуть ли с января месяца собирают информацию обо всех акциях. Для этого они даже заводят список мебельных салонов, регулярно интересуются обновлениями коллекций и скидками данных предприятий, однако, вовсе не спешат ничего покупать. Срабатывает элементарная жадность: «Вот еще чуть-чуть подожду и куплю еще дешевле». В результате реально существующий покупательский спрос потихоньку превращается в откладывающийся.
Интересно, что в европейских странах давно заметили эту ловушку, в которую может попасть даже достаточно опытный маркетолог. Там мебельные фабрики пришли к соглашению, что распродажи можно устраивать всего дважды в год, да к тому же еще и с ограничениями – не более одного месяца на протяжении календарного года. У нас пока договоренности такого рода – это нечто из области фантастики. В основном длительность распродажи определяет сам маркетолог, исходя из ряда объективных и субъективных факторов. Собственно, в этом и заключается большая часть его работы. В то время как есть целый ряд обязанностей, которые он должен выполнять и которым на современных российских предприятиях уделяют мало внимания.
В частности, это участие в профильных выставках, ведь именно они определяют мебельную моду на несколько лет вперед. Там же можно получить представление о том, как будет складываться уровень цен, изучить различные технологические новинки. Вооружившись этими знаниями, вы всегда будете на гребне волны.
Кроме того, число обязанностей маркетолога входит также постоянное отслеживание всех новинок в ассортиментных линейках конкурента, анализ их позиций на рынке. Более того, профессиональный маркетолог может даже создавать своего рода досье на основных конкурентов фирмы, некий каталог мебельных фабрик отмечая их сильные и слабые стороны, и список фабрик-партнеров, отмечая выгодные условия сотрудничества.
При этом работа маркетолога должна осуществляться в самом тесном сотрудничестве с другими отделами компании. Это и бухгалтерия, которая обязана предоставить ему данные, и финасовый отдел, планирующий расходы предприятия. Только в случае скоординированных действий всех этих подразделений на мебельном предприятии возможен эффективный маркетинг.